Московские анархисты и либертарии, в том числе из
Автономного Действия, вышли на Арбат. Феминистки и феминисты
отпраздновали 8 марта так, как это было принято изначально –
несанкционированной демонстрацией. В
советское время власти взяли этот праздник под свое покровительство,
что привело к его вырождению в день мимоз, комплиментов и милых дам.
Таким образом официальная пропаганда закрепляла патриархальные
гендерные стереотипы. «Советским»,
как и постсоветским, властям было выгодно, чтобы женщины работали на
низкооплачиваемых, но очень нужных обществу должностях (врачами,
учителями, воспитателями, уборщицами, санитарками), выполняли
практически всю бесплатную работу в сфере домашнего хозяйства и
воспитания детей, но зато считали себя милыми дамами, которым «положен»
кормилец, а также цветы комплименты хотя бы раз в год. Государству
подобный гендерный порядок позволяет финансировать социальную сферу по
остаточному принципу, тратя львиную долю производимой трудящимися
продукции на гонку вооружений и роскошь верхушки. Ну, а почти все
высокооплачиваемые должности, а в эпоху неолиберализма также и
среднеоплачиваемые, достаются мужчинам. Несмотря на то, что женщины,
традиционно отвечая за детей и стариков, нередко вынуждены не только
ухаживать за ними, но и в одиночку их содержать. Чаще всего
дискриминация женщин при приеме на работу и увольнении (женщины чаще
попадают под сокращение) происходит вопреки трудовому законодательству
и ратифицированным международным конвенциям по борьбе с дискриминацией.
В ряде случаев женщины в России официально отстраняются от некоторых
относительно высокооплачиваемых работ якобы из-за их вредности.
Например, им нельзя водить метро (недавно Верховный суд постановил это
официально), электрички или корабли дальнего плавания. Выполнять во
всех этих сферах более тяжелые, но менее престижные и оплачиваемые
работы «прекрасным дамам» не возбраняется никакими законами. Вместе
с тем реклама пытается навязывать женщинам «модельные» стандарты. Те,
кто принимает их как руководство к действию, вынуждены изнурять себя
диетами, нанося непоправимый вред здоровью, тратить кучу денег на
приобретение модной и неудобной одежды и обуви, косметических средств,
терять прорву времени на «наведение фасада». Знаменитые «90-60-90»
придуманы буржуями как средство извлечения денег из карманов. Навязываемые
государством и крупным капиталом гендерные стереотипы не выгодны и
мужчинам, которые стремятся не к власти, а к самореализации. «Кормилец
семьи» не может себе позволить интересную, но низкооплачиваемую работу,
«защитник отчечества» выполняет роль пушечного мяса в разборках между
государствами и буржуйскими группировками, «мачо» не может быть самим
собой в личных отношениях, а должен играть роль вечно озабоченного
самца. При всем этом господствующая пропаганда кидает мужчинам
непривилегированных классов «кость» - идею о превосходстве над
женщинами. Тяготы мужской жизни частично компенсируются
распространенным представлением о том, что женщины должны его
обслуживать. Тем самым с государства и капитала снимается необходимость
оплачивать бытовое обслуживание той части работников, которых выгодно
эксплуатировать на износ. «Освобождает» мужчин гендерный порядок и от
большей части обязанностей по воспитанию детей, «позволяя» уделять
больше сил и времени зарабатыванию денег (для буржуя, которому
достается большая часть стоимости произведенного рабочим продукта). Чтобы
сломать существующую систему господства кучки людей и подавления
трудящихся, нужно в том числе сломать существующий гендерный порядок. Участники
московской несанкционированной демонстрации говорили обо всех
вышеперечисленных проблемах языком уличного экшена. «Не продавайся за
цветы, завтра встанешь у плиты», «Не продавайся за цветы, 8 марта –
день борьбы», «Кухня и мода – это не свобода», «Шоппинг – это не
творчество», «Цветы – сегодня, кандалы – каждый день», «Разные пола –
равные права», «Государство – враг женщин», «Выше, выше, черный флаг,
государство – главный враг» – скандировали анархофеминистки (-ты),
шагая по Арбату. Напротив театра Вахтангова несколько ребят в одних
трусах, «переворачивая» идею коммерческой эксплуатации женского тела,
держали банер «90-60-90 – тебе это надо?» Одевшись, ребята двинулись
дальше вместе с демонстрантами, которые прошли до конца Арбата.
Встречным мужчинам демонстрантки раздавали «дежурные» мимозы. Всего в акции приняли участие около 50 человек, задержан никто не был. Соб.кор
|