Главная » 2009 » Август » 5 » Рецензия
Рецензия
00:49
А вот еще недавно наваял:

Наши грёзы и мечты

Есть, есть у анархистов книга, представляющая такую же ценность для них, какую представляет "Утопия" Томаса Мора для марксистов и прочих комми. Автор книги малоизвестный американский писатель Эрик Фрэнк Рассел. А называется это великолепное произведение "И не осталось никого".
Автору удалось всего в шестидесяти страницах рассказа описать то общество, о котором на все лады говорили философы на протяжении многих столетий. Не останавливаясь на любовную линию, раздумья главных героев, и описания местной природы, Рассел сразу перешел к делу. Описано все настолько мастерски привлекательно, что читая рассказ, невольно облизываешься, и понимаешь, что став анархистом, ты пошел по верной дороге.
Жаль, что эту книгу все не смогли оценить и забыли. Она того не стоит. К ней нужно отнестись как уникальному образцу анархистской прозы.

Антифашист, анархист…кто еще?

Эрик Фрэнк Рассел написал множество уникальных образцов американского сайенц фикшн. Его книги поистине шедевры: в отличие от множества безымянных и известных американских фантастов он писал фантастику с огромной смысловой нагрузкой, книги надолго заставляющие задуматься. Будь то маленький рассказ или долгая и подробная до тошноты повесть, в его книгах всегда чувствуется тяжкий груз смысла написанного, тот самый груз, который по большому счету отсутствует в тележке американской фантастики.
Убеждения Рассела легко разглядеть сквозь призму его творчества. Антифашизм и всяческое неприятие дискриминации и неравенства хорошо виден в книгах «Безумный мир» и «И послышался голос». Неприятие бюрократии проглядывается в рассказах «Аламагуса» и «Космобюрократия». Противником милитаризма и войн Рассел выступает в книгах «Оса» и «Ближайший родственник».
Эрик Фрэнк Рассел оказался забытым писателем. Нет, наград ему навешали на грудь (об этом хотя бы говорит то, что он занесен в Зал Славы), но вот наград в виде читательских симпатий у него нет (как впрочем и читателей). По крайней мере у нас в России.

Двигатель, даровавший свободу

В те времена каждая семья, клан или племя, решившие поискать счастья,
выходили на звездные тропы. Мятущиеся, честолюбивые, недовольные,
эксцентричные, антиобщественные, непоседливые и просто любопытные
срывались с места десятками, сотнями, тысячами.

Не одна
планета была колонизирована всякими чудаками, которые искали свободы для
своих чудачеств. Ежели психов триста лет никто не одергивал, то их
отклонения превращаются в норму. Это да соответствующее воспитание из
поколения в поколение могут создать весьма странных типов. Но мы их
вылечим!


Итак, есть планета Земля. И есть на ней некий изобретатель, который в один прекрасный день изобретает двигатель, позволяющий летать космическим кораблям с небывалой скоростью. Чем и воспользовались тут же «чудаки земные», то есть все кого общественное устройство на планете Земля не устраивало. Изобретение было не просто гениальным, оно еще и дешевым было. И духоборы, анархисты, последователи Ганди, и прочие «не такие» уселись в сверхдешевые и сверхскоростные звездолеты и рванули к другим Солнцам. А дальше понятное дело и государства землян стали пользоватся двигателем, и тоже, понятное дело, начали расселятся по необъятной нашей Вселенной.
Таков зачин. Сюжет же сводится к следующему: разросшись до огромной космической Империи теперь уже не Земля, а Терра, решает начать перепись всех ее «территорий» и находящихся на них «подданных», а заодно и подчинить себе многие независимые планеты. Очередной корабль Терры садится на одну из таких планет, и, не справляясь с заданием, улетает с поражением.
Во время попытки выполнить задание, земляне сталкиваются с одними из переселенцев, ведущих довольно таки чудной образ жизни, и имеющих довольно таки необычное жизнеустройство.

Ганды

- Да что это такое "ганд"? - вопросил Гаррисон.
- Обитатель нашего мира.
- Но от чего происходит это слово?
- От имени Ганди.
Гаррисон наморщил лоб.
- Это еще кто?
- Человек, который изобрел Оружие.


Себя аборигены называют гандами. Как можно понять, прочтя эпиграф или воспользовавшись мозгами, называют они себя так в честь известного индийского общественного деятеля Махатма Ганди (Интересно, что «Махатма» переводится как «Великая душа», такое прозвание дается индийцами неспроста и не каждому встречному). Рассел не зря назвал гандов гандами, этим он подчеркнул то, что следование учению Ганди для гандов самое главное в их общественном устройстве. «Мы ганды» это не очередной патриотизм, и не самоиндефикация, нет, это факт, излагаемый глупым землянам, непонимающим с кем связались.
Ко всему прочему ганды, в отличие от людей, честны по отношению друг другу, они нелживы и открыты в своих намерениях. И вполне очевидно, что хлебнув свободы, они уже ни за какие коврижки не вернутся в лоно государства. Есть даже нотка ксенофобии в этом позыве: себя они назвали гандами, а землян антигандами. Но эта враждебность вполне объяснима: земляне хоть и слабо, но угрожают их свободе.

Найдите пять отличий

Земляне и ганды говорят на разных языках, земляне говорят на своем обычном шаблонном наречии, составленном из штампов и ненужным проволочек, тогда как ганды не лгут и говорят напрямик. Они не придираются к словам,они просто говорят свободно, как хотят, ситуационно,без всяких заготовок и и штампов, которые всех уже в могилу загнали.

Ганды и антиганды

- Антиганд! Кто бы мог подумать, ты же выглядишь почти по-человечески.
Иллиса


Гандам ой как не хочется пришельцев-землян на их планете. Полтора десятка поколений родились, прожили с свое, почили, и благополучно уснули навеки. А тут, блин, земляне. Такая, блин, измена, что вообще.

Ну вот представьте, что вы анархист, и вот вот этими вот руками внесли свою лепту в создание анархии, вашей мечты. И тут прилетают земляне, и конкретно высаживают вас на измену. Кароч полный облом. Чего уж тут говорить.

И говорят. Говорят. Взять к примеру то же сокращение "зассд". Как напоминает нам рассказ, "зассд" это

- З-а-с-с-д, - сообщил, моргая, Гаррисон. - "Занимайся своим делом".

Сокращение "зассд" в полном смысле ругательством назвать нельзя, это скорее пожелание, которое по тридцать раз на день не упоминается, в отличие от ругательства. Просто вежливый отказ и просьба занятся своим делом. Интерпретация посла, как и все его "умные" мысли, неверна,
"зассд" это не "фак ю", и не "иди на хрен". И даже не "не суй свой нос, куда не следует".
"Зассд" это напоминание типа того, что человек, которому это было сказано, вторгается в личную свободу сказавшего. Только и всего.

Анархисты

- Что такое "официальное лицо"? - спросил в изумлении Мэтт.
- Что такое "мировой судья"? - добавила брюнетка.


Ганды живут при анархии. Институты власти отсутствуют напрочь. Показательна степень искоренения власти в этом дивном мире.
Вы ненайдете в этом дивном мире власть, власть имеющих, или какие-то признаки тех или других. Власти здесь просто-напросто нет. Ее не свергали, не уничтожали, ее здесь первоначально не было.
Как видно по эпиграфу этого раздела рецензии, ганды даже понятия не имеют, кто такие чиновники.
Но как же так? Где же хаос? Где утопия? Нет их, нет.
«Но это же фантастика» - скажет читатель. Фантастика фантастикой, а анархия гандов имеет реальные характеристики. Законов у них нет. Есть только несколько принципов, по которым и живет общество. Нет ни судей, ни свода законов, ни прочей лабуды. А как же герб? Флаг? Гимн? Нет-нет, вы не поняли, я же сказал: анархия. На этой планете нет столицы и городов, претендующих на эту роль. Нет вообще ничего, что намекало бы на государство на этой планете.
В гандах не видно и намека на нестабильность их жизни. Обычный человек посмотрит на их мир, и скажет: «Черт возьми, это отличные парни, но как это у них все держится?». Кажется, что в любую минуту их жизнеустройство рассыпится как карточный домик.
Но назло всем завидным взглядам землян, все продолжает существовать, и ничто не нарушает покой гандов. Даже земляне, прилетевшие как завоеватели, вынуждены были понести поражение и удалится восвояси.

Должники

- Слышал про Майка? Он починил крышу, взял в уплату бутылку двойного
диса и нажрался. Был в полной отключке, когда его нашли. Пришлось тащить
его обратно на себе.


Ганды обходятся без денег, их экономика основана на бартер-обмене (обмен товара на товар, без посредника в виде денег) и системе создания и погашения долговых обязательств. Оказав услугу или продав товар кому-либо вы передаете ему обязанность отплатить вам чем-то равноценным. Так происходит товарообмен между гандами. А так как многие занимаются частным предпринимательством (своя торговая лавка, кафе, аптека, и т.д.) на достаточно небольшом уровне, из этого получается горизонтальная экономика, не допускающая социального неравенства. Жители планеты друг другу доверяют, и доверие это является одним из столпов чудной экономики, ведь не будь его, все рассыпалось бы как карточный домик.
Следует понимать, что под частным предпринимательством подразумевается не то, о чем говорят демократы. Здесь предприниматель это человек предпринимающий попытки наладить свою жизнь путем создания своего торгового дела.
Жить все хотят, а для того чтобы продолжать существовать, надо исправно удовлетворять свои потребности. Ну а делать это можно при помощи труда. Вот только организованный труд, то есть работа, был гандами сразу отметен. Зачем организовываться в какие-то структуры, если можно трудится по одиночке. Хотя конечно коллективного труда никто не исключает. Для того же тушения пожаров или там постройки домов требуется коллектив. Здесь, как говорится, один в поле не воин. Но это не основа экономики, а лишь ее часть.
Другая ее часть это ганды, открывшие свое дело. Вообще я их предпринимателями чисто по привычке называю. Хотя самоназвание в книге так и не прозвучало. Что еще раз говорит о том, что ганды не любят множить лишние индефикации (чем страдают земляне) без необходимости.
«Ну вот открыл он свое дело, и что? Как при капитализме дальше будет?» - вопрошает читатель. Нет. Капитализм собственно что подразумевает? Он подразумевает монополию капиталистических структур в экономике, он подразумевает гонку за прибылью со стороны этих же структур, и он подразумевает неудержное потреблядство со стороны покупателя (не будем упоминать деньги и социальное неравенство, ведь мы заранее договорились, что ни того, ни того нет).
У гандов же всего этого просто нет. Ганды трудятся не ради прибыли, а для того чтобы заработать себе на жизнь. Да и ради удовольствия в конце концов. На жизнь много и не надо. В самом деле, жизнь у гандов простая и незатейливая. Своего рода сбывшиеся мечты левых и нелевых о Золотом Веке.

Все равные, но разные

- Его превосходительство имперский посол желает говорить с тобой.
- Ну! - Фермер окинул его задумчивым взглядом. - А чем это он
превосходен?
- Он особа значительной важности, - заявил Бидворси, который никак не
мог решить, издевается ли этот тип над ним или был тем, что принято
называть "характером".
- Значительной важности, - повторил фермер, переводя взор на горизонт.
Он, видимо, пытался понять смысл, вкладываемый чужаком в эти слова.
Подумав немного, он спросил: - Что случится с твоим родным миром, когда
эта особа умрет?
- Ничего, - признал Бидворси.
- Все будет идти как прежде?
- Конечно.
- В таком случае, - заявил фермер решительно, - нечего его считать
важной особой.



В обществе гандов все равны. Здесь нет высших или низших, все равно свободны. Равенство в данном случае не означает одинаковость. Духовно и внешне все разные, но социально они на одной горизонтали.
Эпиграф смакует нелепость чинопочитания и вознесения человека на виртуальную социальную лестницу.
Вот так вот, дорогой читатель, нечего его считать важной особой. И это касается не только вышеназванной «особы», это касается всех, кто возомнил себя «важной особой» и забыл, что он такой же простой человек, как и все остальные люди.

Все разные, но разные

- Видели бы вы
пассажиров в экипаже, который мы остановили на дороге. Один - типичный
гробовщик, да еще в разных туфлях: коричневый и желтый. Другой - этакий
пижон с лунообразной физиономией, в шляпе прямо как с вывески
парикмахерской, да еще и полосатой к тому же. Ему только соломинки для
мыльных пузырей не хватало, да и ту, наверное, дадут, когда доставят на
место.


Хоть и все равные, но и все разные. Равные социально, разные в контексте культуры отдельно взятого человека. Мир гандов это мир самовыражения и самореализации. Самовыражатся вам никто не запрещает. Как бы автор не описывал гандов, от читателя не ускользает одна деталь: они все разные внешне. Самовыражаются все кому не лень, даже пожарники имеют лишь один общий атрибут – каску, во всем остальном они одеваются как хотят.
Ганды не любят униформу как пережиток прошлой земной жизни, и как символ культурного уравнивания людей.
Государство с его милитаризмом дошло до всех областей жизни, куда только смогло добраться: школьная униформа, военная униформа, униформа дворников, униформа чиновников…скоро введут наверно униформу анархистов.
Это и оказалось не по нраву гандам.
Они своего рода съезд контркультур со всего света. С той лишь разницей, что контркультуры, как и субкультуры, имеют некие шаблоны внешности и мировоззрения. Тут же этого нет. Если десять человек носят дреды и майку с изображением Боба Марли, значит они носят униформу.
То есть массовость и постоянное толпотворение превращают людей в серую массу, если они (люди) не смогут выделиться из множества людей и показать свою индивидуальность.
Да здравствует самовыражение!

По стопам Ганди

- Что произойдет, если каждый гражданин империи на всей ее территории
от Прометея до Кальдора, на всех ее 1800 световых годах космического
пространства разорвет полученное им извещение об уплате подоходного налога
и скажет; "Нет, и точка!" Что случится тогда?
- Тогда правительству потребуется еще одна вселенная для карцера и
другая для караульных.


Учение Ганди о гражданском неповиновении не настолько популяризировано, как анархизм или антифашизм. Но это не умиляет учения. В чем же оно заключается?
Представьте себе общество, в котором у людей настолько сильно выражена гражданская позиция, что они, игнорируя такой социальный институт как государство, сами распоряжаются своей жизнью, а в случае чего, выражают свой протест и неповинуются.
Причем это должно быть именно целое общество, а не отдельно взятый человек или группа людей. Иначе схема не работает.
Представили? А теперь разверните в своем воображении такую картину: все люди этого общества, действуя как единый слаженный механизм, в ответ на репрессии со стороны государства, в единый миг делают свой протестный жест. Все! Государству останется лишь сжаться, поджать хвост, и завыть. Скажете, государство и свое «фи» проявит? Чем? Газом и дубинками? Бомбами и ружьями? Ха! Ему не справится с людской лавиной «флешмоберов». И точка.
Кстати насчет точки. Точка тоже играет свою роль в гражданском неповиновении на планете гандов. Они дают такое определение свободе: «Свобода – Нет, и точка». То есть, свобода это возможность сказать свое «нет» нежелаемому, возможность неповиноваться. По сути ганды приравняли свободу (возможность удовлетворять свои потребности и желания, не нарушая свободы других людей) к гражданскому неповиновению (возможность выражать свое нежелание или неповиновение к чему бы то ни было).

Игнорирование корабля это не что иное, как акт гражданского неповиновения. Но стоит
заметить, что проделано все настолько здорово, что выглядит это как что-то другое, странное,
но уж точно не игнорирование. Земляне перебирают рад причин - отсутствие любопытства,
боязнь, что-то еще, но гражданское неповиновение (да и в конце концов просто нежелание видеть
землян) приходит им в голову последнею очередь.

Свобода разная бывает

На то и свобода, не так ли?
Сет


В этом странном мире человек предоставляется самому себе, люди не давят друг на друга, и если надо отстаивают свою свободу. Лозунг это демонстрирующий вынесен в эпиграф данного раздела.
На протяжении шестидесяти страниц рассказа нет ни одного случая, в котором ганд принуждал к чему-либо землянина или другого ганда. Сосуществование людей здесь держится на принципе добровольного соглашения. Вам предоставляется возможность самому творить свою жизнь и настраивать ее на нужный лад. Здесь свободно не только все общество в целом, здесь свободен каждый человек в отдельности.
Благодаря этому ганд с самого детства воспитывается как ответственная [за свои поступки] и самостоятельная личность, с гипертрофированным (по крайней мере, с точки зрения землян) самовыражением и самореализацией.

Мир простого бытия

А городки у нас
небольшие, в них все друг друга знают.


Наконец ганды живут в примитивном обществе. Нет, нет, речь идет не о первобытном обществе. Речь идет о ацивилизационном обществе, обществе в котором отсутствует цивилизация. Я снова заранее предвижу непонимание, поэтому поясню: под цивилизацией здесь понимается образование из огромных городов, забитых под завязку многомиллионным населением, и всеми вытекающими отсюда последствиями.

Общество гандов амассово, и соответственно не имеет массовой культуры и прочих последствий массового общества. Планета усыпана деревнями и маленьками городками, в которых все друг друга знают. Что усиливает доверие, понимание, и взаимопомощь, и замено ослабляет атомизацию, которая может возникнуть и без капитализма, ей только массовое общество нужно.

Труд здесь обязателен лишь в силу природной его необходимости, в самом же обществе никто не обязует трудится, хотя безусловно для того, чтобы пожить неплохо, нужно и потрудится. Но тут есть один ньюанс - ганд волен выбирать, когда и где трудится. Типа нуль-работа.

Что в итоге?

Они называют себя гандами, и живут в обществе, которое многие земляне назвали бы утопией. В основе их жизни лежит гражданское неповиновение и самоорганизация. Они не городят себе лишних проблем, живя без заморочек нашего общества. Они опередили Землю в своем развитии настолько же, насколько же опередил в своем развитии человек других человекоподобных обезьян.
Они – ганды.

Земляне

- Бараны, - сказала непонятно чем опечаленная Илисса. - Один за другим,
ну прямо стадо баранов.


Земляне в «И не осталось никого» это мы и есть, хоть и с гипертрофированными пороками. Пришельцы с Терры, олицетворяют собой милитаризированное государство, тонущее в бюрократии и непроглядной тупости.
Поразительно, с какой наглостью земляне выходят на контакт с гандами. Они настолько привыкли к тому, что они хозяева всего и вся (хотя всюду вокруг рабы), что не могут поверить в то что где-то есть независимый от Терры мирок. Они пришли на чужую территорию, как будто на прогулку. Да кто они такие, черт возьми?
Великолепно демонстрируют их глупость невозможность толкового разговора с гандами, общий язык им просто нереально найти. Словосочетание «добрый день» ненужный шаблон, уже долгое время применяемый в разговоре человеком, ставшый привычный для землян, для ганда полная несуразица.

Власть землянам всласть

Вам отдают
приказы, и вы их выполняете?
- Конечно. Мне так всыплют, если...
- Это и есть то, что вы именуете "сотрудничеством"? - перебил Глида
собеседник. Он пожал плечами и отрешенно вздохнул. - Ну что ж, всегда
приятно проверить историков. Книги ведь могли и ошибаться.


- Есть же у них где-то столица, центр, резиденция правительства, -
утвердительно заявил посол.


Они так уверенно говорят о существовании власти на планете, будто видели ее собственными глазами. А управление планетой государством для них настолько естественно, что они и думать не думают, что этот архаичный социальный институт здесь отсутствует.

Паразит на паразите

Среди землян царствует разделение труда и ярко выраженная специализация. Люди на борту корабля четко делятся на три категории: экипаж, десантники, и чиновники. Автор подчеркивает различия между "классами" корабля на уровне внешнего несходства, тем самым он показывает сильное влияние специализации на людей. Легко можно провести аналогию между разделением у землян и разделением у нас, в реальности, на аристократию и простонародье.

Иерархия и чинопочитание у землян в чести. Высшие чины даже самые что ни на есть пустяки перекладывает на низшие чины. Земляне высокомерны и считают себя повсюду правыми, чувство собственного превосходства видно у них за версту, земляне осознают себя полноправными хозяевами на планете гандов.

Военный механизм


- А, - сказал Джефф. - На этом-то я и купился: пришел ты один, сам по
себе. Если бы вы приперлись целой оравой, да еще одинаково одетые, я бы
сразу понял, что это униформа. Ведь в этом и есть смысл униформы, чтобы
все были одинаковые. Так, что ли?



Пришельцы с Терры проклятые милитаристы. Милитаризм доходит до идиотизма - любая мелочь
вытворяется с армейскими штучками-дрючками. Даже здесь, далеко от Терры, они остаются верны военной машине.

Униформа это то, что служит одним из водоразделов между землянами и гандами. Униформа на землянине для ганда что-то вроде указателя "Эй, смотри! Это антиганд!". Униформа, важный атрибут милитаристской системы, становится камнем преткновения в отношениях между землянами и гандами, лишь потому, что она противоречит помешательству гандов на самовыражении.

Немного о грустном

А теперь немного о грустном - о реализации общества гандов в нашем обществе, обществе землян.

Мы же понимаем, что экспансия в космос гораздо фантастичней, чем развитие человеческого общества до анархии. А из этого понимания следует только одно: более реалистичным будет не эскапизм анархистов и последователей Ганди, возжелавших уйти от Общества Спектакля на Земле и прийти к анархии на другой планете, а восстание вышеупомянутых людей на вышеупомянутой планете, с целью осуществить проект о создании общества гандов.

Поэтому вполне разумно встает такой вопрос: можно ли на Земле создать общество гандов?

Причем вопрос не о создании анархии или децентрализованной экономики, вопрос о создании общества, обладающего всеми главными свойствами, признаками, и принципами общества гандов.

Первое, что приходит в голову, это примерно такой ответ: "нет, нельзя, ведь люди не смогут стать гандами, слишком сильно в них въелся старый мир".

И все же. Вот если изолировать некий участок земли от государства, и собрать на этом куске земли горстку тех немногих, кто хочет жить иначе, да создать минимальную структуру, которая сможет моделировать общесво гандов, то тогда мы сможем проверить осуществимость создания этого общества на практике, и ответить на поставленный выше вопрос.

Если действительно задастся такой целью, то осуществить задуманное будет несложно, главное добровольцев найти. Вроде так.

Ок, допустим, что люди будут найдены, и все будет в соответствии с книгой. Теперь следующий вопрос: что дальше? А дальнейший сценарий прост как никогда: государство закрывает всю эту лавочку, а людей прячет в каменные мешки с прочными решетками.

Хотя нет. Может и не так даже. Проблемы бывают и внутренние. Самая очевидная проблема это отсутствие опыта жизни при анархии у организаторов этого общества. И в дальнейшем процветании новой страны создатели будут уверены только тогда, когда вырастет новое поколение, поколение не знавшее государства. Проблем будет множество, но в одном я точно уверен - возможность осуществимости данного проекта не исключается.

Заключение

Вот собственно и все, что я хотел сказать. Можно было бы еще позаливать вам про анархию, но...
Думаю, на этом можно остановиться, я и так отнял слишком много вашего времени.
Надеюсь, не зря.
Приятного чтения этой замечательной книги!
Категория: Стихи и песни | Просмотров: 1295 | Добавил: Ненормальный | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]