Анархисты и Контркультура РО
Главная | Статьи и заметки | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 15.06.2025, 02:32
Приветствую Вас Товарищ! | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Анархия [43]
Всё, что касается анархии и анархистской теории.
Антифа [32]
Статьи антифашистской направленности.
Панк и контркультура [25]
d.i.y, история развития панк-культуры, музыка и т.д.
Прочее [33]
Человек и общество, субкультуры и т.д.
Наш опрос
Как вы предпочитаете называть господствующий в мире порядок?
Всего ответов: 425
Главная » Статьи » Прочее

Власть и индустрия развлечений
90% музыки, которую я слышу вокруг, приводит меня в бешенство.
90% людей, с которыми я вынужден общаться, вызывают у меня гамму чувств в диапазоне от скуки до внутреннего хохота.
90% того, что говорят мне в интервью так называемые известные люди, я знал уже примерно в седьмом классе общеобразовательной школы.
90% мата, существующего в повседневном обиходе, отличается редкой неоригинальностью – в обороте два-три слова, лексикон крайне скуден.
90% одежды, которая продается в наших магазинах, унижает человеческое достоинство.
То же касается и обуви.
И качества еды.
И политиков.
И моды.
И содержания телевизионных и радиопрограмм.

Социальное меньшинство
Мир, в котором я живу, сужается, таким образом, до 10%, однако я имею наглость утверждать, что именно в этих пределах и в этой пропорции существует сегодня то, что я называю полнотой жизни, искусством, радостью и любовью.

Эти 10% – цифра не случайная: ею оперируют все социологи, психологи, философы на протяжении последних 100–150 лет. Если мы попробуем максимально общо выразить главную черту этих 10% – это не образование, и не происхождение, и даже не привычка есть ножом и вилкой, а именно способность критически оценивать действительность.

В Казахстане ситуация с критически мыслящим сообществом осложняется тем, что оно гораздо более разобщено, чем их «родственники» в Европе и Америке, а враг – гораздо более силен и коварен.

Враг у ворот сознания

Бизнес и власть имеют два общих свойства, заложенных самой природой: тотальность и, как следствие, стремление к упрощению.

И власть и бизнес стремятся заполнить собой все ниши, все пространство, сделать все как можно более единородным и единочувствующим – для простоты управления.

Бизнес заинтересован в том, чтобы покупки совершались как можно бездумнее и спонтаннее; власть заинтересована в том, чтобы ее действия одобрялись как можно более спонтанно и единодушно.

В Казахстане бизнес, особенно крупный, как и любой другой институт, зависит от власти: так уж сложилось исторически. Фактически сегодня крупный бизнес и власть – это одни и те же лица.

Когда власть и бизнес объединяются, противоречия между ними стираются, а общее – удваивается: как ни странно, больше всего эта связка бьет не по эффективности экономики (поскольку в Казахстане она сырьевая), а по интеллектуальному сообществу, вообще по уровню интеллекта в стране.

Потому что ни власти, ни бизнесу сильно думающие (и даже сильно чувствующие люди) не нужны.

Об этом, естественно, никто не говорит прямо, но это так. Какая польза, в сущности, от думающих людей, кроме того, что они придумывают новое оружие и новые правила?.. Только одна – они продуцируют смыслы, объясняют, что происходит с обществом.

Поскольку в Казахстане смыслы формулирует власть, ни в чьих объяснениях она не нуждается. Мало того, она нуждается как раз в обратном – в рассмыслении общества.

Для поддержания большинства, условных 90% в состоянии анабиоза мир изобрел прекрасное средство – entertainment («развлечение»; второе значение – «отвлечение»): именно поэтому в течение последних 15 лет в России с «неумолимостью сверхзвуковой дрели» (БГ) работает огромная машина попсы.

В России на попсу в последние годы повесили еще и заботу о патриотическом воспитании масс, это особенно заметно по видеоряду накануне и во время недавнего 23 Февраля, когда крики «Смирно!», «Вольно!» и «Товарищ полковник, разрешите доложить» неслись из каждой щели.

Газманов на плакатах уже в военно-морской форме с погонами капитана третьего ранга (а почему в военно-морской? Потому что пел про морячку и потому что Расторгуев – в зеленой, общевойсковой); Лолита поет вместе с хором имени Александрова; Катя Лель поет «Синий платочек», не говоря уже о Кобзоне с Лещенко, которые во всем этом чувствуют себя как рыбы в воде.

Предыдущая атака попсы была 23 февраля, новая будет 9 мая, потом 12 июня, потом 4 октября, потом опять 23 февраля и т.д.

К этому уже все потихоньку привыкают.

Так бизнес и власть объединили свои интересы – коммерческий и идеологический – в попсе. Тотальность попсы одинаково устраивает и бизнес, и власть. Коммерческий интерес и идеологический уже настолько переплелись, что трудно отделить один от другого.

Наиболее показательны в этом смысле радостные рапорты чиновников от культуры – что количество издаваемых в России книг растет с каждым годом. Вдуматься только – чем они гордятся?

Растут ведь тиражи ПЛОХИХ книг, а не хороших. Растут тиражи книг Дарьи Донцовой, а это все тот же отупляющий соцреализм, с той же сюжетной ходульностью и строгим каноном, включая обязательную инициацию (преображение) героя к концу романа.

Власть вслух с гордостью отмечает рост КОЛИЧЕСТВА плохих фильмов и плохих книг, но негласно она одобряет ведь и их КАЧЕСТВО – оно ее вполне устраивает.

Мне плевать на то, что там у них еще задумано, какое еще развлечение для народа припасено – пение на коньках или подводный бокс с одновременным кручением барабана, пока они не отгадают наконец всех букв; мне плевать на все это – до тех пор, пока ЭТОТ барабан не начинает звонить по мне.

А он начинает звенеть, и я чувствую этот усиливающийся набат, потому что результатом этого соединения власти и бизнеса, политики и попсы является на сегодня всеобщая и невиданная деинтеллектуализация пространства.

Запрет на критичность
10% мыслящих, как было сказано, – это слишком много.

Для подавления ненужной массы критически мыслящих бизнес и государство используют ту же попсу, но уже не как инструмент, а как аргумент.

Как норму, как доминирующий дискурс, как некие «законы рынка», которым якобы должны починяться все.

При этом аргументы и власти и бизнеса в этих случаях до забавного похожи: они выражаются прекрасным словом «позитив».
Как же понимают слово «позитив» власть и бизнес?
Практически одинаково.
«Поменьше чернухи – побольше светлого». «Народ устал от разговоров, народ хочет отдохнуть». Все это нам повторяют телебоссы, режиссеры, редактора газет и журналов.

Все это мы уже проходили в советские годы, но как, однако, забавно, что слово в слово повторяются сталинские еще установки, только вместо «жить стало лучше, жить стало веселее» используется модное «избегать негативного имиджа».

Все это уже было: стилистические ограничения очень быстро сказываются и на содержании, обедняют и корежат смысл.

В 60-е годы в советском журнале «Литературная учеба» один литредактор, получая стихи молодых поэтов, приговаривал: «А теперь будем высветлять». То есть заменять в тексте слова с отрицательным значением на слова с положительным значением. Например, строчку «за дверью воет серая весна» – на «стучится в двери светлая весна!». Размер тот же, ритм тот же, а выходит гораздо веселее.

Советская власть, однако, при всех ее грехах хотя бы на словах не отрицала права человека на интеллектуальную сложность.
Сегодня в довесок к привычной установке на «позитив» прибавляется еще и общая установка на доступность, понятность, массовость.

Сегодняшний совместный дискурс власти и бизнеса отрицает само право на сложность мировосприятия, само право человека на сложность.

«Нам не нужно «заумное» («завиральные идеи», «заоблачные абстракции») – нам нужна простота и ясность («конкретика», «факты, а не эмоции»)».

«Доступность» и «позитив» на деле есть отказ от той самой критичности и даже от оценочности, которая свойственна думающему меньшинству.

Власти нужен «позитив», чтобы легче управлять, а бизнесу – чтобы легче продавать. Сложный человек не нужен ни власти, ни бизнесу – потому что сложный человек непредсказуемо голосует и непредсказуемо покупает.
«Позитив» – это универсальное средство для подавления и инакомыслия, и глубокомыслия.
Любое критическое высказывание оценивается властью как непатриотичное (очернительство), а бизнесом – как неэффективное («это оттолкнет читателя»).

Любое сложное высказывание оценивается властью как неэффективное («пустая болтовня»), а бизнесом – как антинародное («зачем раздражать читателя?»).

Этот ловкий пинг-понг – когда власть ссылается на интересы бизнеса, а бизнес на интересы народа – преследует одну цель: вымывание сложного и критического из обихода, сужение интеллектуального пространства.

И здесь интересы власти и бизнеса АБСОЛЮТНО совпадают: ни власти, ни бизнесу не нужны умные читатели, зрители, слушатели.
Власть будет давать деньги на то, что позитивно, а бизнес на то, что эффективно.

Таким образом, теперь нас будут бить с обеих сторон, сводя популяцию мыслящих к нулям, причем абсолютно законными (!) средствами.

Единственный способ как-то повлиять на этот кошмар – формирование и укрепление интеллектуальной среды, сообщества, ощущающего, что очень важно, себя таковым.

В Москве и Петербурге, допустим, уважения к интеллекту время от времени требует прослойка относительно богатых, известных, уверенных в себе людей: к ним хотя бы прислушиваются, они выступают от лица истины, свободы, права.

В провинции, где речь идет уже не о процентом соотношении, а о простом количественном (10, 20, 100 думающих на 100 тысяч населения), такие люди уже выглядят идиотами, и отношение к ним соответствующее.

Народное равнодушие вынуждает часть этих людей уезжать в столицы, а часть – растворяться в общей массе, мимикрировать. Это закончится тем, что в провинции хорошие книги станут разновидностью контрабанды – как в романе «Кысь» Татьяны Толстой.

Единственная сфера в России, остающаяся пока за теми, кто думает, за интеллектом – это некоторые столичные журналы и газеты, некоторые радиостанции и – Интернет. А для Казахстана, пожалуй, только последнее. Да и то - в силу своего интернационального характера.

Именно в Интернете массово и спонтанно уже формируется и альтернативная культура, и прослойка «новых мыслящих». Ее сила в том, что формируется она не назначением сверху, а демократически, снизу.

Однако пока это сообщество не ощущает себя сплоченным, а главное – не чувствует нужды в таком объединении. Критическая масса, количество уже есть, но нет качества среды, если можно так выразиться.

Выработка основных ценностей, своего рода хартия интеллектуальной среды, отстаивание общего права на сложность и критичность – это и есть сегодня главная задача гуманитарной прослойки. Среда оформляется не только пристрастиями, но и требованиями.

Права уважают, если на них настаивают.
Категория: Прочее | Добавил: anarho-kam (21.09.2008)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Единый Форум Анархистов АNARCHY®WORLD Открытый Союз Анархистов Pagan Antifa R.A.S.H. - Russia diy punk/hardcore site Some Mp3 Bollox Автономное Действие Социо-культурная акция Я @#$% ПОПСУ!  Панк, панк рок, панк группы, punk, фэнзины, трафареты Анархо-панк портал StreetMob СДЕЛАЙ ПАНК УГРОЗОЙ! Punk: Луганск Механизм Народовластия Тексты и переводы: Punk Oi! Ska Hardcore Reggae Crust Анархо-панк сайт! Сайт Протест Социальные
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyleft. Информация с сайта распространяется без ограничений.Хостинг от uCoz