Конформизм и современное искусство
Конформизм - термин, который в социологии означает согласие с устоявшимися
институциями общества, принятие общепризнанных социальных (системных) ценностей
и форм, в которые они облекаются, давно уже стал гораздо более широким в своем
значении, определенный смысл обрел и в отношении искусства. Последнее в этом
свете условно подразделилось на "конформистское" (общепризнанное) и
"нонконформистское" (для избранных). Массовая культура - "подарочек" XX века -
плавно трансформировалась в, главным образом, коммерчески настроенную
поп-культуру (мейнстрим) и оппозиционный ей андеграунд. Раскол этот охватил не
только художественную культуру, как какой-то более-менее ограниченный аспект,
но и весь институт культуры вообще, стал, так скажем, мировоззренческим. То
есть критерий конформизма позволил делить на "своих" и "чужих". Отсюда как
деятели андеграунда горячо ненавидят представителей поп-культуры (мейнстрима),
так и те большой любви к вышеуказанным не питают. Но разговор не об этом.
Нонконформизм
Нонконформизм в культуре и в сознании как активных ее
деятелей, так и потребителей, произведенного теми "продукта", связан, прежде
всего, с неприятием базовых ценностей, предлагаемых предшествующей
"традиционной" культурой, и, главным образом, тех форм, в которые эти ценности
облекаются. С этим можно связать появление в изобразительном искусстве таких
форм, как перформанс и инсталляция, в музыке, конечно, панка, авангарда,
психоделики. Однако это скорее культуроведческий вопрос - развивать его здесь
не стоит.
Проблема в другом: с появлением и дальнейшим
развитием различных видов нонконформистского искусства появляется и
определенная мода на это искусство. Нонконформизм, как культурное явление,
становится популярен, способен притягивать к себе людей - людей, зачастую
воспринимающих его поверхностно либо имеющих о нем весьма ограниченное
представление, судящих о тех или иных его формах сообразно своим
"конформистским" представлениям - таким образом, нонконформизм (имеется ввиду,
конечно же, нонконформизм в искусстве), изначально созданный с целью
"несогласия", неприятия существующих форм и вопреки моде (а это безусловно,
ибо лишь только что-то немодное способно быть альтернативой общепринятому,
модному), сам становится частью этой моды. Круг замыкается. Мыслить
"нестандартно", "нонконформистски" становится популярно.
Мода и культура
Так уж сложилось, что все, чего касается мода, рано
или поздно себя изживает. Во-первых, в силу падения интереса масс, во-вторых
- и это немаловажно! - из-за появления на модной волне всевозможных "дельцов",
пытающихся на моде сделать деньги, подобно тому, как биржевые брокеры делают
деньги на падении курсов. Таким образом, изначально "здоровая" среда
нонконформистских деятелей искусства, полных чистых, бескорыстных идей,
оказывается наводнена средней руки "стряпчими", играющими на исключительно
внешней, атрибутивной "внесистемности", "бунтарности" своих "произведений"
(в кавычках, естественно). Позднее происходит вытеснение, как истинных
художников коммерсантами, так и идей ширпотребным суррогатом.
Подобные изменения происходят и в мышлении
потребителей "культурного продукта" - читателях, слушателях и прочих.
Нонконформизм становится для них атрибутикой, своего рода "запретным плодом",
вкусить которого, бесспорно, им хочется (ведь даже самый матерый "системщик"
на уровне инстинктов рано или поздно сталкивается со стремлением к свободе
т.е. нонконформизму - оно в него заложено природой), но не способом мышления.
Стремление это активно подпитывается раскруткой "нонконформистского" образа
мысли. Обыватель, поддерживающий правительство и существующий режим, пытается
выразить свое неподчинение хотя бы потреблением "нонконформистского
культурного продукта". Чувство протеста - пусть и бутафорного - успокаивает
его, убеждает в своей силе. Это подобно выкрику из-за угла - не более. Однако
среднестатистическому члену социума этого вполне достаточно. Понятно, что так
называемые "деятели культуры" (те, которые стремятся заработать денег) -
конечно же рады проявлению таких тенденций и всеми силами стремятся наплодить
огромное количество якобы "нонконформистского" материала, способного
удовлетворить нездоровый интерес обывателя. Как говорится, хорошо и вам и нам.
Плохо только культуре. Нонконформистской (имеется
ввиду, конечно же, истинная нонконформистская культура, не ставящая своей
целью принесение каких-либо материальных благ). Рано или поздно она загибается.
Так, в последнее время на книжном рынке появилось
огромное количество "новомодных" писателей, заигрывающих на нонконформистских
чувствах читателя, но реально лишь усиливающих конформизм последнего. Не будем
называть имена - достаточно взглянуть на прилавки, посмотреть TV, пролистать
страницы Интернета - нонконформистская идея активно используется (на
атрибутивном уровне) в различного рода конформистском чтиве. Несомненно, это
на руку издателям (да и "писателям" этим, наверняка) - "нонконформистские"
книги хорошо продаются. К примеру, даже сравнительно небольшая книга глашатая
битничества Дж. Керуака в любом книжном магазине стоит немалых денег - только
потому, что это "модно читать".
Та же ситуация и в музыке. Панк, который родился в
конце 60-х - 70-х на волне молодежного бунта, неприятия правительств и их
программ, а в 80-х объединил под своими знаменами анархистское, антифашистское
и антивоенное движения, вегетарианство, веганство и стрэйт-эдж, на исходе 90-х
выродился в люмпенское полусектантское движение, ко всему еще и по большей
части деидеологизированное. Панк запятнал себя связью с деньгами. Вопреки
смыслу панка, появилась мода на панк. Точнее, стал моден не сам панк (как
музыка, движение, идеология), а стало модно быть панком.
Коммерция + Нонконформизм = Конформизм?
Безусловно, такой подход своим итогом имеет лишь то,
что панк питают люди в высшей мере серые - "мещане". И не важно "анархист" ли
это в косухе, который знаком с именами Бакунина и Кропоткина лишь понаслышке,
а то и вовсе не знаком, или же школьник в шарфе с надписью "Punks not dead"
(эту же фразу он пишет на стенах сортиров и на партах, боясь, как бы учителя
не застукали - он же "примерный"). Важно другое - то, что образ нонконформиста
беспощадно эксплуатируется безыдейными конформистами. Причем, как правило,
делается это остервенело, с тупым, присущим недалеким людям, упрямством.
Ситуация такая: если ты не в косухе и без булавок, то ты уже не панк в глазах
таких вот "неформалов". Пошлый атрибутивизм - основная характеристика их
конформистской сущности.
"А если кто-то одет не по форме, бей по роже - и все
будет в норме..." - пел Летов о люберах - первых (тогда еще советских) гопниках
(кстати, именно гопники - самый яркий пример конформизма среди молодежи).
Похожий комплекс испытывают и многие нынешние панки (как и любые конформисты).
Понятно, что все это становится лишь неблагоприятной
средой для рассадки фашизма, демагогии и проч. "Псевдопанки" охотно якшаются
со скинами, в силу своей слабой идеологической подготовки не понимая, что
фашизм и анархия - вещи несовместимые. Гнуснейшим примером тому является КТР
(Корпорация Тяжелого Рока, если кто не знает).
В целом, типичный образ сегодняшнего панка таков:
это либо юный алкоголик (наркоман), которому нужен лишь музыкальный фон для
попоек, либо фрик, который слушает панк, чтобы "друзья уважали". Тех гопников,
которые составляют большинство зрителей на концертах, скажем, "ГО", я в расчет
не беру. При любом раскладе образ неутешителен - перед нами крайне
закомплексованный человек (конформист в почти ста процентах случаев).
Отдельный разговор о деятелях "нонконформистской"
(опять же в кавычках) культуры - это в подавляющем большинстве люди, думающие
исключительно о деньгах. В контексте панк-культуры и андеграунда это более
всего относится к поп-панку - характернейшему примеру конформистского
нонконформизма. Видимо, единственная цель музыкантов, играющих поп-панк, -
получение денег. Песни в стиле Андрея Губина под пару тяжелых риффов - вот,
пожалуй, и весь поп-панк. Точнее, просто поп - панка там нет.
Тем страннее слышать многих "панков", слушающих
"Наше радио" и заявляющих, что там такая-то группа (не буду употреблять
названий) - говно, а вот такая-то - панк. Видимо, им очень хочется, чтобы это
было панком - чего-то более "антисистемного" их "системные" мозги не потянут.
И странно еще более то, как хитрые дельцы от
"нонконформистского искусства" делают на этом деньги. Людей завлекают
андеграундной атрибутикой и внешностью - мол, приходите на наши концерты
(билеты стоят, как и на концертах поп-звезд), читайте наши книги (по цене
любого глянцевообложечного издания - немалой, надо сказать, цене) - мы же свои.
Если вдруг возникает вопрос о материальной стороне, ответ их всегда прост:
"Но ведь все же стоит денег!" Таким образом, можно заключить, что мышление
этих людей коренным образом завязано на деньгах - самой что ни на есть
системной ценности. Тут их слова прямо расходятся с делом. С одной стороны они
своим как бы "протестом" отвергают систему (а значит, и ее ценности, к которым
относятся и деньги), с другой - работают за деньги и ради денег.
Вообще, анализируя современную "нонконформистскую"
культуру: ее литературу, музыку, невольно приходишь к заключению, честно и
точно высказанному группой "Играй, гармонь": "Литературы нет!" Дополняя эти
слова, можно сказать: музыки нет, панка нет! Как нет и искусства.
Понятно, что такое положение дел в андеграунде, в
среде "нонконформистов" на руку политическим структурам - прежде всего,
правительству и спецслужбам. Логика здесь простая: "Ну, соберутся ребята,
скажем, на какой-нибудь так называемый "панковский" концерт (вроде фестиваля
"коммерческого андеграунда", - парадокс?! - что имел место быть в прошлом году
в Питере), напьются, выбьют там пару стекол, набьют друг другу морды и
разбегутся. Максимум, устроят небольшой погром". Зато уж революций и акций
протеста устраивать не станут. Отсюда и желательность появления поп-панковских
песенок о любови-моркови, поцелуйчиках и проч., вместо человеческих призывов
бороться со скотской системой или хотя бы жить достойно (как это было в
русском роке 80-х). Спросить сейчас любого припанкованного школьника, что он
слушает, и, наверняка, будет назван общеизвестный перечень групп, использующих
панковкую атрибутику, но столь же далеких от панка, сколько и этот школьник.
Поп-панк и "псевдопанк", как правило, имеющие широкую раскрутку в официальной
прессе и на TV, в целом как нельзя органично вписываются в систему, занимая в
ней "достойное" место. Девиз их прост: все для денег.
Так что совсем не нужно быть провидцем, чтобы с
уверенностью сказать: уравнение Коммерция + Нонконформизм имеет лишь одно
решение: Конформизм.