Музыкальный мейнстрим давно превратился в развлекалово для людей с тупыми
мозгами, которые сами себя развлечь неспособны. <Мясорубка шоубизнеса>
перемолола все, что может принести хоть какие-то доходы, включая панк-рок,
который довольно долго просуществовал в <андерграунде> - с конца 70-х, когда
британская <панк-волна> сошла на нет и до расцвета поп-панка в середине
90-х.
В выпущенном для массовой публики продукте под названием <поп-панк> (или
поп-кор) практически не осталось панк-идеологии, это - обычная коммерческая
поп-музыка, занимающая свою нишу <потребительского рынка>. Хотя панк был
едва ли не единственным стилем, в котором была более или менее четкая
идеология, которая и помогла ему долгое время существовать независимо от
большого шоу-бизнеса.
Но благодаря трехаккордному минимализму музыкального компонента панк всегда
был слишком обширным, а границы его - слишком расплывчатыми, и многое из
того, что формально относили к панк-року, с его идеологией никак не
пересекалось.
Панк-рок - довольно противоречивая субкультура. С одной стороны, откровенно
идиотски-попсовая атрибутика: рваные шмотки, булавки, <ирокезы> на головах.
С другой стороны - сопротивление шоу-бизнесу, независимые лейблы, пропаганда
левых и анархистских идей, философия DIY.
Разбираться в том, что можно считать панком, а что нельзя - бессмысленно.
Скандальный британский писатель, арт-теоретик и бывший панк-рокер Стюарт
Хоум в своей книге Cranked Up Really High разделил панк-рок на Punk Rock и
punk rock, но этим ничего не добился.
И все-таки, несмотря на расплывчатые границы панк-рока, его идеология была
сформулирована более или менее четко: непризнание авторитетов, включая
государство и власть, независимость, злоба и бунт.
Появилась эта идеология не сразу. Если <прото-панков> - гаражников конца
60-х вроде MC5 и Stoogies, - возмущала окружающей мерзость, то идеология
нью-йоркских групп 70-х, включая Ramones, отличалась от традиционных
рок-групп лишь более высокой концентрацией <молодежной злобы> и бунта.
Панк сформировался как движение, когда Sex Pistols предложили примитивную,
но более или менее осязаемую идеологическую схему: мы ненавидим
правительство (за то, что оно о нас не заботится), мы ненавидим богатых (за
то, что они богатые) и мы ненавидим рок-звезд (что они богатые и
популярные).
Dead Kennedys и другие американские хард-кор-группы начала 80-х слегка
модифицировали эту схему, отталкиваясь опять же от ненависти к
правительству, общественным институтам и фальшивой обывательской морали. Но
за прошедшие двадцать лет все компоненты их идеологии довольно легко были
ухвачены шоу-бизнесом и рассеялись по разным жанрам. Хотя, в принципе, это
не были чисто панковские идеи.
Например, <бунт> чаще всего - не восстание ради идеи, а протест против того,
что тебе не нравится (не нравится, в том числе и потому, что ты сам -
дурак). В 60-е бунтовали хиппи, которым общество казалось слишком
консервативным в отношении к наркотикам и сексу. В 70-е бунтовали британские
панки, которым не нравилось, что они сидят на пособии, а какие-то придурки
ничем не лучше их (а так оно и было) становятся рок-звездами и загребают
миллионы. В 80-е бунтовали рэпперы, обвиняя белых в расизме. Постепенно бунт
как элемент молодежной культуры полностью коммерциализировался, и группа
Тату по-своему ничем не менее <бунтарская>, чем какая-нибудь
поп-панк-группа.
<Злоба> и <ярость>, бывшие непривычными концепциями для поп-музыки 80-х,
теперь благополучно к ней адаптированы, и попсовые хард-кор/нью-метал группы
поют о том, как их все достало, как плохо им живется, и как они эту жизнь
ненавидят, совершенно не относясь к своим заявлениям всерьез.
Что тогда остается от идеологии панк-рока?
Идеи о том, что нужно всегда думать своей головой, решать все саму, не
равняясь на то, как делают другие, а в музыке делать только то, чего хочешь
делать сам, что тебе интересно, не стараясь угодить шоу-бизнесу или публике.
Ясно, что эти принципы намного шире панк-рока и любого другого музыкального
стиля, это - универсальные принципы творческого нонконформизма, и появились
они задолго до панк-рока. Но они по-прежнему актуальны, тогда как эстетика
панка, да и его музыкальная сторона, давно превратились в товар, в элемент
шоу-бизнеса.