Дима Модель - активист и организатор большинства леворадикальных акций
конца 90-х. Это он залезал на мавзолей с плакатом "Против всех" и был одним
из главных инициаторов первого российского street-party. Далее было бы
бессмысленно перечислять те проекты, в которых участвовал Дима, достаточно
сказать, что он имеет прямое отношение к группам ДвУРАК и зАиБИ и по сей
день носит титул "исполняющего обязанности команданте краеведческого
движения". Но для нас он представляет интерес по другим причинам. Модель
был активным участником панк-группы "Лисичкин Хлеб", образовавшейся в
начале 90-х и выступавшей вплоть до 2000 года. Его статья "Панк-рок в
России больше чем панк-рок", недавно опубликованная в книге "Против всех П",
наделала много шума и вызвала шквал нареканий. Споры вокруг нее идут и по
сей день. Теперь и у посетителей сайта punx.ru появилась возможность
ознакомиться с этой провокационной и неоднозначной статьей.
Первые рок-группы появились в нашей стране еще в самом начале семидесятых, а
слегка политизированные или "социальные" тексты зазвучали несколько позже.
Сначала протест рок-культуры выражался в "буржуазной" музыке и внешнем виде
музыкантов. Этот период подробно описан в книге А.Троицкого "Рок в СССР".
С начала восьмидесятых начинают выходить малотиражные самиздат-журналы и
получает распространение практика домашних сейшенов (квартирников). Расцвет
вся эта рок-культура пережила в конце восьмидесятых. В это время монополист
"Мелодия" начинает выпускать альбомы групп, а группы оказываются на большой
сцене.
Все кому не лень переписывают друг у друга записи Аквариума, Кино, ДДТ,
Наутилуса и Алисы, интервью и положительные статьи о них появляются в
газетах, в киосках продаются фотографии.
Все это относится только к восьмидесятым. В начале девяностых вышеназванные
группы окончательно переходят из области неформальной культуры в область
шоу-бизнеса. Протестная энергия трансформируется у этих групп в фирменный
стиль, поэтому настоящие, истинные неформалы перестают следить за их
творчеством. Но все это никому не интересная хуйня, хоть и необходимое
предисловие.
Подпольных групп в традиционном смысле слова в девяностых не было. Можно
было петь о чем угодно и вести себя на сцене как угодно. Тем более, что
про Sex Pistols многие уже были наслышаны. Ветеранами панк-сцены у нас
считаются питерские Автоматические удовлетворители, московский Футбол и
таллинские Y.M.K.E., но это герои восьмидесятых. Вслед за ними панк начали
играть многие другие, и основной группой, которая сформировала мировоззрение
и стиль музыки девяноста процентов отечественных панк-рокеров, стала
Гражданская оборона.
Ее создатель Егор Летов на своей домашней студии ГР.ОБ.-рекордз записал
огромное количество как своих альбомов, так и альбомов своих друзей.
Перестройка докатилась до Омска не сразу, поэтому Летова в конце
восьмидесятых сильно прессовал КГБ. Известна история, когда он был
объявлен в уголовный розыск и, чтобы избежать тюрьмы, отправился в
годовой автостоп по стране вместе с Янкой (Дягилевой) - хотя, возможно,
это просто легенда. Все творчество Летова носит отпечаток некоторого
диссидентства, но политической его деятельность назвать никак нельзя.
Вообще, очень важно понимать такую вещь, что на Западе, откуда пришла
рок-музыка, тексты групп всегда были достаточно просты и однозначны -
либо любовь/смерть героя, либо что-то примитивное о политике, т.н.
"песни протеста". У наших же групп тексты традиционно имели
мировоззренческую направленность, а переживания героя - небывалую глубину
(см., например, тексты того же Лисичкина Хлеба). Именно поэтому в советское
время официозные деятели любили пообсуждать "рок-поэзию", а в самиздате
писали о балансе между интересными текстами и умением, слаженностью игры на
гитарах. От "излишне политизированного" журнала URЛАЙТ откалывается
КонтрКультUR`а, где UR - Underground Rock. Этот журнал обсуждает тему
"экзистенциального андеграунда".
Экзистенциальным андеграундом называли последнюю, самую слабую волну
независимой рок-музыки. Самыми яркими ее представителями являются ГО
(Гражданская оборона) и КОТ (Комитет охраны тепла). Эта волна определяла
свои ценности, когда "большой" рок деградировал до акций типа "Рок против
наркотиков", и перестала быть волной в эпоху "Кинопроб".
Групп в этой волне было не так много. Существовала социально-музыкальная
формация Инструкция По Выживанию, которую создал в Тюмени поэт Мирослав
Немиров. Эта группа известна не только концертами, но и акциями в духе
московских "Мухоморов". Так как в провинции еще многое запрещено (1985),
то все мероприятия ИПВ попадают под статью "Антисоветская деятельность".
В Тюмени под влиянием ИПВ образовалось еще несколько групп, которые все
вместе называют "сибирским панком". Их музыка носит национальные черты,
и не случайно многие из них сегодня углубились в православие в своем
творчестве. Кроме них, на просторах СССР можно было иногда встретить
более или менее достойную группу, то есть такую, которую можно было бы
слушать из-за текстов, подкрепленных "драйвом", например, барнаульская
"Теплая трасса" - именно такая группа, последняя из провинциальных. Те,
кто слушал в девяностых панк-рок, конечно же, делал разницу между
вышеперечисленными группами и какими-нибудь Четырьмя Тараканами или Монгол
Шууданом, которые играли "в стиле панк". Разница в том, что Трасса пела о
человеке и его месте в этом мире, а Тараканы исполняли ни к чему не
обязывающую "милую чепуху". То есть именно в девяностые
ПАНК стал коммерческим продуктом, и быть панком, "панковать" было модно
среди маргиналов.
Естественно, что ни в экзистенциальном андеграунде, ни среди коммерческих
панк-групп не было людей, которые серьезно разбирались в политике. Наоборот,
считалось, что телевизор смотреть, а
особенно читать газеты - очень глупо, дурной тон, и актуальным долгое время
оставался лозунг, спетый Летовым: "Я всегда буду против!". Хотя тот же Летов
постоянно пел на концертах и песни типа "КГБ-рок" или "Все идет по плану"
(1988) - главный антисоветский хит отечественного панк-рока.
В 1993 году состоялся концерт, а точнее, акция "Русский прорыв". Событие
акции - разгром ДК им. Горького панками, которым не хватило билетов. Акцию
организовала "Лимонка", летом 1994-го концерт повторился в большем масштабе
в "Крыльях Советов". Лимонка считается среди анархистов газетой, скорее,
правой. Поэтому все группы, попадающие на ее страницы, считаются
"Фашистскими". Летов, который называл себя анархистом и всегда выступал на
концертах со значком @, вновь собрал группу, распущенную им в 90-м под
впечатлением расстрела Белого дома, и стал говорить в интервью "за
коммунистов" и "против демократов". Ни он, ни товарищи по "Прорыву" до сих
пор ни бельмеса не смыслят в политике, но считают себя "революционерами".
ГО породила кучу эпигонов и подражателей, а также подражающих подражателям,
например Отход.
Теперь можно рассказать о самых последних героях андеграунда. В Москве под
влиянием КонтрКультUR`ы и сибирского панка в 1992-м образуется
"Всемосковский патриотический панк-клуб". То, что происходило в его
"стенах" - отдельная история, но можно с уверенностью сказать, что его
участники были также бесконечно политически безграмотны. "Патриотическим"
клуб был назван для красного словца, и его можно считать скорее
антипатриотическим. Играть на инструментах по-настоящему почти никто не
может, упор делается на тексты, так как андеграундная тусовка к середине
девяностых стремительно деградирует. Круг слушателей сужается, одна из
основных групп клуба - Резервация - здесь находит своих новых слушателей в
среде футбольных фанатов. Группа меняет название на Банду Четырех и
выступает на правых мероприятиях. Соломенные Еноты, со своим мощнейшим
антисоциальным зарядом, уходят в область поэзии, так и не став ни правыми,
ни левыми. Лисичкин Хлеб совершенно случайно находит своих слушателей среди
анархистов и радикальных экологов и выступает на акциях протеста в
эколагерях. Группа Рабочий Контроль создана позже, но,
безусловно, является левой.
Эти группы образуют движение зАиБИ и проводят агитконцерты на индустриальных
и транспортных объектах, а также в промышленных катакомбах. Вместе с
ЛисХлебом РК является организатором первого и второго концертов в поддержку
политзаключенных. В 2000 году Хлеб записывает свой заключительный альбом, а
его участники продолжают осуществлять различные левые
проекты. Кроме вышеназванных, довольно ярким событием левого панка стала
группа Адаптация из Казахстана. Изначально являясь антисистемной, она
попадает под влияние анархистов и становится левой. Т.к. Казахстан сейчас
является полицейским государством, у Адаптации часто нет возможности дать
концерт в своей стране, поэтому чаще она гастролирует по России. Уникальным
явлением отечественного панка можно назвать проект Треп. Я напрямую связываю
Треп и традиции групп экзистенциального андеграунда. Но участникам Трепа, в
отличие от них, удалось уйти от гитарного аккомпанемента к современной
электронной музыке, сохранив осмысленное содержание.
Отдельная тема в "левой" музыке - ска-панк и хардкор (конец 90-х). Можно
вспомнить группу с говорящим названием - Долби систему из Питера. Что
касается этих направлений, то я не отношусь к ним серьезно, и вот почему:
эти музыканты отказываются от творческого подхода к своей деятельности,
ставя на первый план чистую энергию и пропаганду политкорректных идей:
антифашизм, антимилитаризм, экологизм, феминизм, антиглобализм, веганство
и т.д. Никаких национальных корней подобная музыка не имеет. Она растет из
питательной среды европейских фэнзинов.
Единственное исключение - Deviation из Беларуси. Правда, и в музыке этой
группы чувствуется плотное знакомство с польской панк-сценой. И уж совсем
позорные курьезы возникают при попытках специально создать сегодня
музыкальные группы, призванные обслуживать несуществующую "левую сцену" -
тупорылые проекты, собранные скучными и глупыми людьми, например
"Жидомасоны".
Таким образом, левых групп, то есть тех, кассеты которых слушают у нас левые
активисты, - раз-два и обчелся. Вообще-то левые чаще слушают современную
зарубежную музыку. А вот по-настоящему левых групп, левых по смыслу, я
вообще не вспомню, кроме, пожалуй, зАиБИ - группы со своими оригинальными
революционными идеями.
Автор: Дима Модель
Связь с Д. М.: stopcar@mail.ru