Автор: Эколог
Язычеством
сегодня называют верования разных нардов, основанные на обожествлении
сил природы и уходящие своими корнями во времена первобытных общин.
Сложно себе представить, что наши предки с их традициями взаимопомощи,
гостеприимства и уважения к воззрениям других народов могли
исповедовать «фашистскую религию». Любой мало-мальски беспристрастный
исследователь древней истории скажет вам, что никакая этническая или
расовая нетерпимость никогда не была присуща славянскому язычеству.
Данная
проблема становится актуальной в наши дни. Сегодня мы - свидетели
небывалого подъёма интереса к этническим традициям. Уже сейчас в Европе
(в т. ч. и в России) множество людей является приверженцами традиционных верований.
I. История проблемы (препятствия на пути возрождения исконных традиций)
По
словам исследователя правого экстремизма Матиаса Гарделла, «на первой
стадии языческого возрождения (в США) его общий вид был в основном
идеологически левым. Между 1968 и 1972 годами оно (язычество) было
частью контркультуры хиппи: «сила цветов», назад к земле и прочь от
модернизма, капитализма и коммерции…» Но на второй волне (конец 80-х –
начало 90-х) в языческое движение в некотором количестве уже проникли
нацисты. Это было связано с общим креном американского общества вправо.
Тем не менее, в Западной Европе и США по разным оценкам доля нацистов,
называющих себя язычниками, составляет гораздо меньше половины от
общего числа последователей этнических традиций. Более того, имеет
место бойкот правых со стороны здравомыслящих язычников.
В России заметный подъём язычества начался в конце 80-х. У российского движения есть в две неблагоприятных особенности:
1.
Первые люди, назвавшие себя язычниками и более или менее активно
заявившие о себе в общественной деятельности, были нацистами. Среди них
А. Добровольский (Доброслав) и В. Емельянов.
2.
Как в 90-е, так и сегодня уровень бытового национализма и ксенофобии в
российском обществе по разным причинам очень высок, что неизбежно
отражается и на движении родноверов (многие современные язычники
называют славянскую традицию «родноверием» т. е. родной верой).
Этими
моментами обусловлен тот факт, что в нашей стране большинство людей,
называющих себя язычниками – ультраправые. Однако, как мы сейчас
убедимся, эти люди зачастую лишь пытаются (впрочем, весьма неуклюже)
найти в язычестве опору для своих взглядов. К подлинной древней
Традиции происки нацистов никакого отношения не имеют.
II. Нация и этнос (фальшивая аргументация нацистов)
Рассмотрим наиболее распространённые ляпы наци в их попытках «присвоить» язычество.
Нередко
приходится сталкиваться с ошибочным отождествлением понятий «нация» и
«этнос». Так вот «нации» (они же национальные государства) объединения
сравнительно поздние, сложившиеся на стадии формирования капитализма.
Национализм неизбежно подразумевает чисто иллюзорное «единство нации»
(т. е. единство эксплуатируемых и эксплуататоров) и столкновение с
другими нациями. Этнос же это исторически сложившаяся общность людей с
общей культурой, языком и самосознанием. Таким образом, интересы этноса
и этнической культуры вовсе не сталкиваются с интересами других этносов.
Отсюда
вытекает проблема с определением понятия «национализм». Вероятно,
человеку, придерживающемуся какой-либо этнической веры близки понятия
«род», «племя», «этнос» и «народ», но уж никак не «нация».
Отождествление «нации» с «этносом» - грубая ошибка или намеренная
провокация. Если вы ратуете за свой этнос (род, племя) и его культуру,
а не за «железное национальное государство» - ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ
НАЦИОНАЛИСТОМ. Вероятно, разграничение этих столь разных и во многом
противоположных понятий создаст благодатную почву для будущего
оздоровления языческого движения.
Другая
актуальная проблема – это «расовый вопрос». Вопреки утверждениям
некоторых псевдоязычников и псевдоисториков, расизм не имеет отношения
к Индоевропейской (Арийской) традиции. Это подтверждается хотя бы
многочисленными примерами смешанных браков у
славян. В частности, по обеим сторонам границы Волжской Булгарии и
Киевской Руси население было смешанным тюрко-славянским. Это не мешало
славянам оставаться славянами не по крови, а по самосознанию, культуре
и вероисповеданию. Смешивались и другие индоевропейские народы, в том
числе и знаменитые индийские арии.
Как
мы видим, все «научные» построения фальсификаторов и подтасовщиков от
нацизма не выдерживают никакой критики и не имеют никакого отношения к
исконным славянским традициям.
Нужно
отметить, что помимо нечистых на душу провокаторов или дураков,
существует определённое количество людей (именно в среде язычников),
которые, будучи ищущими и, по-видимому, честными, к сожалению, попали
под влияние правых взглядов и дали запудрить себе мозги. Надеюсь, что
эти люди по мере своего духовного развития осознают ошибочность своих
теперешних взглядов.
Ещё
одна важная проблема – деятельность таких профанических исследователей
языческого движения, как В. А. Шнирельман, которые стремятся
представить нынешнее язычество религией ксенофобов, а всех современных
язычников – огульно нацистами. Это – ложь.
Однако
и на этом сером фоне пробиваются лучи света. В разных городах России
всё больше людей, исповедующих язычество и при этом не придерживающихся
каких-либо правых взглядов. К таковым можно отнести, в частности,
деятельность ряда представителей Круга Языческой Традиции (довольно
крупной языческой организации, имеющей отделения в разных странах СНГ).
И это не единственный пример.
III. Языческий антифашизм.
Языческое
наследие, собираемое ныне по крупицам, как мы видим, нещадно искажается
и становится предметом спекуляции фашистов. Эти люди хотят, чтобы в
России слова «язычник» и «фашист» воспринимались как синонимы, а такие
«исследователи», как Шнирельман рады им в этом помочь.
К
счастью уже сейчас в России есть люди, которые ясно осознают, что
ультраправые не возрождают, а напротив, хоронят языческую веру. Эти
люди занимают не просто «нефашистскую», а активную АНТИфашистскую
позицию. Свою деятельность они видят в первую очередь в теоретической и
просветительской сфере. Необходимо преодолеть невежество, порождённое и
поддерживаемое идеологами национализма.
Следует затронуть и ещё один немаловажный вопрос, связанный с древней языческой символикой.
Как
известно, коловрат (4х или 8милучевая свастика) является священным
символом славян (как и большинства арийских народов). Свастика - символ
солнца и огня. Также, в зависимости от направления лучей, наши предки
почитали её символом мира живых, Яви, или Нави, мира мёртвых. Коловрат
был обнаружен этнографами на традиционных вышивках российских крестьян,
археологами на обрядовых славянских украшениях. По этому поводу
существует масса солидной научной литературы. Коловрат – один из
важнейших, ключевых символов нашей мифологии. Многие сегодняшние
родноверы избрали свастику эмблемой своих организаций. Тем не
менее, большинство наших соотечественников по сей день воспринимает
данный знак только как символ гитлеровской Германии, символ нацизма.
Виной тому не столько нежелание отказаться от предрассудков, сколько
элементарное отсутствие информации. В этой связи мне непонятны
призывы некоторых сменить свастику на какой-либо «менее одиозный»
символ. Задача именно и состоит в том, чтобы ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ людей к
коловрату, по средством распространения подлинных знаний о нем. Этому
аспекту просветительской деятельности стоит уделять особенное внимание.
Исправление «репутации» свастики стало бы, на мой взгляд, важной
победой современного язычества.
Напоследок.
Данная
заметка, безусловно, не может считаться всеобъемлющей. Я лишь попытался
осветить основные проблемы современного родноверческого движения. Кроме
того, мне бы хотелось развеять опасные стереотипы, присущие некоторым
антифашистам относительно язычников и язычества. Также считаю важным
донести информацию о язычниках-антифашистах до как можно большего
количества людей.
Несомненно,
возрождение этнических традиций – явление позитивное. И если здесь
удастся преодолеть влияние правых идеологий, то общество получит ещё
одно прогрессивное движение, борющееся за человека и природу в
антиприродных и бесчеловечных условиях капитализма. |