Со стороны некоторых критиков частенько приходится слышать обличения
анархистов в идеализме. Мол, анархизм – это идеалистическое
мелкобуржуазное учение, оторванное от реальной жизни, опирающееся не на
объективные научные истины, а на некоторые абстрактно-идеалистические
представления. Давайте попробуем разобраться, насколько справедливы эти
замечания и может ли анархизм претендовать на статус научной теории.
При поверхностном взгляде на анархизм может показаться, что
критики действительно правы. Действительно, в анархистских теориях пока
ещё много белых пятен. Многие его положения кому-то могут показаться
наивными и утопическими. Однако если посмотреть внимательнее, станет
ясно, что все «белые пятна» говорят только о том, что анархизм всё ещё
находится в состоянии становления. Ему ещё предстоит стать завершённой
научной теорией. И более того, с позиции современной науки становится
очевидно, что многие идеи Бакунина, Прудона и Кропоткина были
гениальными прозрениями, намного опередившими своё время.
Сразу оговорюсь, что абсолютно истинных теорий не существует.
Наука – это не религия. В науке любая истина должна подвергаться
сомнению и проверяться. Более того, следует понимать, что любая теория
адекватно описывает реальность только в определённых рамках. За их
пределами всё может обстоять совсем иначе.
В те времена, когда анархизм оформился как политическое течение,
ещё не существовало адекватной концепции, способной сделать его
последовательной научной теорией. Осмелюсь предположить, что такая
концепция была создана в конце двадцатого века. Это – междисциплинарный
подход, известный как синергетика. С этим подходом анархизм обретает
новую жизнь, и возможно, он станет наиболее последовательным и
своевременным проектом преобразования общества в третьем тысячелетии.
Итак, что же такое синергетика? На протяжении многих веков для
учёных оставались загадкой ряд очень важных проблем: «Что есть жизнь?
Как она возникла?», «Как работает человеческий мозг? В чём заключается
феномен разума?», и множество других. Окончательно эти проблемы ещё
очень далеки от своего решения. Однако намечен подход, позволяющий
сделать значительный шаг вперёд. Этот подход – и есть синергетика –
междисциплинарное направление, задачей которого является познание
принципов самоорганизации различных систем. Были выявлены общие
тенденции в процессах самоорганизации сложных систем, и оказалось, что
есть нечто общее в таких различных явлениях, как формирование перистых
облаков, генерация лазера, образование галактик, функционирование живой
клетки, работа мозга и развитие общества.
Опишем коротко основные положения синергетики. В сложной
нелинейной системе обычно существует ряд параметров, так или иначе
определяющих поведение отдельных частей системы. Это – параметры
порядка. При этом, части могут в определённых рамках уклоняться от
направления, задаваемого параметрами. И, самое главное, что эти самые
части своим поведением могут изменять значения параметров. Таким
образом, возникает круговая причинность. Части влияют на целое, а
целое, в свою очередь – на все части. В таких системах часто возникает
нестабильность, и появляется несколько вариантов дальнейшего развития
системы, из которых она реализует только один. И на выбор варианта
может повлиять любое, самое незначительное воздействие. Сам момент
выбора называется точкой бифуркации.
Именно таким механизмом описывается самоорганизация сложных
систем. Для развития системы необходимо её нахождение в нестабильном
состоянии. Если нестабильности недостаточно – самоорганизация затухает,
если нестабильность слишком высока – то развитие становится совершенно
непредсказуемым и система утрачивает упорядоченность. В некотором
интервале отклонений от равновесия – происходит самоусложнение и
саморазвитие. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что все
процессы развития и усложнения во вселенной являются самоорганизацией
хаоса. Вспоминаются древние философские идеи о рождении из хаоса
космоса. И слова Прудона о том, что «анархия – мать порядка» - обретают
более широкий смысл, становятся в некотором приближении одним из
основных законов мироздания.
Централизованное управление является наиболее распространённым
способом организации общества. Параллельно ему в обществе действуют
процессы самоорганизации. Между тем, если рассмотреть существующие в
природе системы, которые устроены гораздо сложнее, чем структура
общества, то мы заметим, что они построены на децентрализованной
самоорганизации. В обществе же, часто управление становится
препятствием для самоорганизации. Это основная причина провала
государственного капитализма в псевдосоциалистических странах. Доктрина
централизованного управления экономикой, пришедшая из 19-го века
показала свою неэффективность. С другой стороны, капитализм рыночный,
предоставляющий больший простор процессам самоорганизации, оказался
несостоятельным вследствие противоречия в самом способе организации
производства и трудовых отношений. Поэтому, современный капитализм
перешёл к смешанным моделям, ища золотую середину между сохранением
власти капитала и необходимостью развития общества. Он заметно свернул
самоорганизацию по сравнению с ранними своими стадиями. Всё большая
роль крупного бизнеса, транснациональных корпораций, с их огромными
пирамидами менеджерского управления, фактически воспроизводит те же
механизмы организации, что и государство. В этом ключе между советским
псевдосоциализмом и современным капитализмом принципиальной разницы
нет.
Теперь рассмотрим нашу цель – самоорганизующееся анархистское
общество. Во-первых, предполагается существование множества различных
объединений и ассоциаций, координирующих действия своих участников. Эти
организации будут играть роль параметров порядка. Контроль снизу и
императивный мандат – это одновременно и условие нестабильности, и
способ, при помощи которого часть может влиять на целое и менять
значение параметра порядка. Таким образом, построения классиков
анархизма удивительным образом соответствуют естественному способу
организации материи. Да и сами классики брали свои построения не с
потолка, а изучая исторический опыт. Самоорганизация масс во время
различных восстаний и революций создавала удивительно похожие
структуры. К сожалению, восстания достаточно мощного, чтобы вывести
человечество на орбиту самоорганизации, то есть, отклонить систему от
равновесия в достаточной мере, пока ещё не произошло. Но его подготовка
и есть наша стратегическая цель.
Получается, что требуется дестабилизация в мировом масштабе,
такая, чтобы общество не смогло вернуться в первоначальное состояние,
но при этом и не такая сильная, чтобы общество вообще прекратило своё
существование и скатилось в состояние абсолютной неорганизованности.
Нужно пройти между Сциллой реставрации и Харибдой полного разрушения.
Для этого важно определить силу удара, и не перегнуть палку с
уничтожением. Особое значение приобретут гуманистические ценности и
достижения мировой культуры. Также необходимы параметры порядка,
достаточно сильные, чтобы удержать общество от разрушения, но при этом
сохраняющие свою синергетическую природу и круговую причинность. Они
должны быть созданы ещё до решающей битвы. Одна их разновидность –
революционные организации. Они должны строиться на принципах прямой
демократии, что позволит постоянно изменять значение данного параметра.
Революционеры-анархисты будут сетевой структурой покрывать всё общество
и влиять на направление его самоорганизации, играя роль революционного
фермента, влияя и пропагандой, и воспитанием, и личным примером на
окружающих, активно участвуя в жизни общества, в работе его
самоорганизующихся институтов, они будут осуществлять незримую
координацию, никого не принуждая, но увеличивая вероятность принятия
обществом определённых решений. Нечто подобное предлагал ещё Бакунин.
Остаётся только удивляться его прозорливости. Не следует думать, что
революционеры будут какой-то элитой. Просто надо учитывать, что в
обществе поначалу будут сильны пережитки и предрассудки, завещанные
капитализмом, людям будет не хватать опыта, и будет ещё множество
проблем. Поэтому, сознательные, убеждённые и принципиальные люди на тот
момент будут крайне востребованы. Да и сама идея свободного общества
должна будет проникнуть в массы, а для этого нужны её носители. Другая
ключевая разновидность – низовые инициативы вообще. Они и станут самым
ключевым параметром порядка в обществе будущего. Также, очень важным
параметром станет объективная научная информация. Ей во многом будут
руководствоваться коллективы в принятии решений. Она будет создаваться,
проверяться и уточняться независимыми коллективами учёных. Ну и сфере
духовной важнейшим параметром будут ценности взаимопомощи и
солидарности, развивать и воспроизводить которые будет всё общество в
мировом масштабе.
Приведённые выше рассуждения никоим образом не претендуют на
статус теории. Это только самые общие наброски возможных направлений
исследования. Дальнейшая задача – последовательное изучение социальных
процессов и применение синергетического подхода в создании ясной и
последовательной теории, которая на основе обширного фактического
материала и разработанного аналитического аппарата заложит в
революционный проект прочную материалистическую основу. Такова будет
революционная теория XXI-го века – научный анархизм.