Предлагаем вашему вниманию перевод статьи англоязычной Википедии, выложенный также на русской Википедии.
Анархо-феминизм (также называемый анархическим феминизмом) соединяет анархизм и феминизм. Он рассматривает патриархат
как одно из проявлений иерархии и потому главную проблему общества.
Анархо-феминисты верят, что борьба против патриархата — важнейшая
составляющая классовой борьбы и борьбы анархистов против государства и капитализма.
По существу, эта философия видит борьбу анархистов как необходимый
компонент борьбы феминисток (феминистов) и наоборот. Говоря словами
Сюзан Браун, «поскольку анархизм — политическая философия,
противопоставляющая себя всем властным отношениям, он по сути своей
является феминистским». В США, в основном, распространены
индивидуалистические формы анархо-феминизма, в то время как в Европе
делается больший акцент на коллективизме.
Анархо-феминизм был вдохновлен работами таких анархо-феминисток начала XX века как Эмма Гольдман, Вольтарин де Клейр (Voltairine de Cleyre) и Люси Парсонс. Ранняя феминистка Мари Волстоункрафт (Mary Wollstonecraft) обладала прото-анархистскими взглядами, а ее мужа Уильяма Годвина часто считают выдающимся предтечей анархо-феминизма. Во время гражданской войны в Испании для защиты анархистских и феминистских идей самоорганизовалась анархическая и феминистская группа «Мухерес Либрес» («Свободные Женщины»).
Анархо-феминизм критикует взгляды многих теоретиков традиционного анархизма таких как Пьер-Жозеф Прудон и Михаил Бакунин,
так как они зачастую рассматривали патриархат как незначительную
проблему, являющуюся второстепенной по отношению к капитализму, которая
исчезнет вместе с ним. Некоторые даже поддерживали патриархат. Прудон,
например, рассматривал семью как базовую ячейку общества и его
нравственности и считал, что женщины несут ответственность за
исполнение традиционной роли внутри семьи.
Важная
сторона анархо-феминизма — оппозиция по отношению к традиционным
концепциям семьи, образования и половых ролей. Институт брака
подвергается наиболее сильным нападкам. Де Клейр утверждала, что брак
подавляет индивидуальный рост, а Гольдман, что это, в первую очередь,
экономическое соглашение, за которое женщина платит своим именем, своим
самоуважением, самой жизнью. Анархо-феминизм также выступает за
неиерархическую структуру семьи и образования. Он также сыграл видную
роль в создании Современных Школ (Modern Schools) в Нью-Йорке, основывавшихся на идеях Франциско Феррера (Francesc Ferrer i Guàrdia).
В
англо-говорящих анархо-феминистских кругах США в последнее время возник
термин «manarchist» (игра слов: man — мужчина, anarchist — анархист)
как уничижительный ярлык для анархистов-мужчин, которые свободны от
забот феминисток, либо являются открытыми антифеминистами, либо ведут
себя патриархально и как женоненавистники. Этот термин был
популяризирован широко разошедшейся в 2001 году анкетой «Manarchist ли
вы?»
Определенную заботу вызывает то, что
анархо-феминистки развитых стран свободны от забот феминсток стран
третьего мира. Особенно заметно плохое положение анархо-феминисток
(феминистов) на Ближнем Востоке. В наше время анархо-феминизм известен
своим сильным влиянием на эко-феминизм.
«Эко-феминисты правильно отмечают, что за исключением анархо-феминистов
ни одно феминистское направление не осознало важность избавления от
барьера между природой и цивилизацией».
Современные анархо-феминистские группы: боливийские «Мухерес Креандо» (Mujeres Creando); Радикальные Чиерлидерки (Radical Cheerleaders)
и ежегодная конференция «Ла Ривольта!» (La Rivolta!) в Бостоне.
Феминизм является неотъемлемым идейным принципом большинства
современных анархистов. |